Очень многие сталкивались с определенной проблемой при мощении участка. Вроде все сделано хорошо, ровно, качественно, по технологии, но проходит год, и результат на лицо - ямы, сколы. Типичный вариант на городских улицах.
Как этого избежать и сделать действительно качественную, ровную, замощенную поверхность, которая бы радовала глаз и прослужила бы очень долгое время.
Данная технология чуть отличается от повсеместно принятых и, следует отметить, что она очень себя оправдывает. Но, как и в любой системе есть определенные плюсы и минусы. Среди плюсов можно выделить, что поверхность остается ровной долгие годы, не проседает, и при этом способе укладки много проще сделать любые перепады, переломы по плитке. Минусы - укладка тротуарной плитки при этом способе требует больше времени по сравнению с классическим способом.
В чем отличие способа укладки? Во-первых - в подготовке основания. Обычно гравий насыпают на низ основания. А тут наоборот - плитка укладывается на цементно-песчаный раствор на гравий с фракцией диаметром 1-3 см. Слой гравия зависит от предназначения мощения. Если у вас участки, не предназначенные для автомобильного транспорта - вполне хватит до 5-7 см слоя гравия, а если у вас заезды, стоянки - слой нужно увеличить до 15 см. Не секрет, что для различных почв делается разное основание. Если у вас песчаные почвы - достаточно минимальной подготовки. Если у вас тяжелые глинистые почвы - здесь нужно уже делать капитальное основание - на глубину до 70-80 см, так как в зимний период ваше красивое ровное мощение может превратиться в гористую местность за счет выпучивания. Если суглинистые почвы - тоже лучше перестраховаться и сделать основание глубиной до 50 см. На низ основания засыпается песчано-гравийная смесь - тщательно проливается водой и трамбуется, а поверх - слой гравия в зависимости от предназначения покрытия также с последующим уплотнением. Если у вас торфяные почвы с глубоким залеганием торфа - лучше сделать бетонное основание и укладывать плитку на цементно-песчаную смесь прямо на него.
Перед тем как укладывать тротуарную плитку вам нужно выставить бордюры (дорожные или тротуарные). Обычно это делается в процессе подготовки основания. Но если большие площади укладки - не стоит сразу выставлять их все, так как на большом расстоянии сложно сделать замеры, кратные плитке, что бы потом не получилась полоска подрезки по всей длине борта. Лучше начать укладывать плитку от уже установленного борта, подойти плиткой на расстояние, что бы можно было легко отмерить кратное плиткам расстояние до места, где будет устанавливаться бордюр. По окончании такая работа будет смотреться красиво и профессионально.
Как же укладывать плитку? Ничего сложного нет. Для работы вам понадобиться: резиновый молоток, тяжелый железный молоток, кельма, ровный деревянный брус для выравнивания поверхности длиной 100 -120 см, ровная доска такой же длины для стягивания раствора и шнур.
Для начала отмеряем первую полосу, которую мы будем мостить. Натягиваем шнур по отметкам (если это площадь) кратно размерам плитки. Проще всего выложить полосу в 100 см шириной.
Подготавливаем правило для стягивания раствора. Если у нас плитка толщиной 6 см - делаем правило на 5 см, что бы вбить плитку на 1 см в раствор.
Начинаем укладку. Укладываем плитку на 3 см сухого раствора в соотношении 4 части песка - 1 часть цемента. На въездах и стоянках слой раствора увеличивается до 4-5 см. Насыпаем раствор, стягиваем правилом и укладываем плитку, вбивая ее в раствор резиновым молотком так, что бы плитка была не ниже шнура. При этом вы не ходите по плитке. Раствор стягивается на 3-4 ряда плитки и сразу же, не вставая с места, ведется укладка. Проложив 2-3 ряда - выравниваете поверхность плитки, постукивая по ровному брусу молотком. Плитка не должна быть ниже шнура, поверхность должна быть ровная, без впадин и бугорков. Прогнав одну полосу - закладываете вторую. Отмеряете от уже уложенной плитки кратный плитке размер, натягиваете шнур и укладываете. Не надо после укладки уплотнять поверхность с помощью трамбовок - по этой технологии этого не требуется. По окончанию рабочего дня уложенную плитку нужно пролить водой. Желательно, что бы по плитке несколько дней никто не ходил - пока раствор не схватиться.
Швы между плитками лучше всего замести мелким речным песком-плывуном.